Библиотека >> Архетипы Таро. Путь души в пространстве старших Арканов. Автор Алена Солодилова

 

 
«Мы должны без устали исследовать мир. А в конце всех наших поисков мы придем к тому, с чего начали, и словно увидим это впервые.» 
Томас Элиот
 
Старшие Арканы Таро связаны между собою общей структурой. В арканологии существует множество трактовок этой структуры. У каждого автора своя. Мне близка позиция Хайо Банцхафа (Банцхаф), что порядок Старших Арканов иллюстрирует представления древних о движении Солнца и находит свое отражение в культурах и мифах разных народов, как метафора о путешествии Героя. Мне также любопытна идея о том, что Старшие Арканы Таро представляют собой алфавит, как способ сохранить знания о языке.
 
В то время как Младшие– знания об исчислении. Язык отражает культуру, и алфавит разных народов содержит в себе воззрения на мировой порядок, на развитие любого процесса, будь то жизнь вселенной, или отдельного человека. Шут – нулевой Аркан – является путешественником. Это уникальная карта колоды. Он долгое время оставался без номера и даже пробрался в игральные карты в качестве джокера. И только Мазерс, а за ним А.Уэйт ставят этого скитальца в начало колоды. Шут уникален тем, что метафизически включает в себя всю колоду.
 
Он обозначает абсолютное ничего, не обусловленное ни формой, ни содержанием. Поэтому на каждом новом этапе пути, он становиться следующим Арканом, обретая его функции. И вся череда карт – это этапы пути Шута. От бродит по этим ступеням, и в какой-то момент становиться то Императрицей, то Отшельником. Как и наша душа, которая растет, подчиняясь законам эволюции, самоактуализируется последовательно в каждом из Арканов, и наконец расцветает во всем многообразии в Аркане Мир. Именно путь реализации души, которая стремиться к совершенству, восстанавливает свою целостность, показан в Пирамиде опыта.
 
Уровень души – Шут, Маг и Жрица.
 
Шут – Верховная Личность человека, идентичная предельной реальности космоса, которая в религиях именуется различно – Брахман, Дао, Аллах, Бог, а в трансперсональной психологии называется Mind и «есть то, что имеется, и всё, что имеется; не находящийся в пространстве и потому – бесконечный, не существующий во времени и потому – вечный, вне пределов которого ничего не существует. На этом уровне человек идентифицирован с универсумом, Всеединым, или даже скорее он и есть Всеединое. ... Этот уровень надо рассматривать… как единственно реальное состояние сознания, относительно которого все остальные уровни / - Старшие Арканы Таро, следующие за Шутом / - существенно иллюзорны.» (Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания. // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, - С. 33)
 
Шут – это божественное состояние Вселенной и человека – традиционно связывают с местом пребывания души до зачатья, а также с внутриутробным и младенческим периодами развития. И это такое качество, когда мы еще не отделяем Я от Мира. Здесь нет границы между внутренним и внешним, нет осознания себя, своего бытия. А значит нет и понимания своих возможностей или не возможностей, что дает абсолютная свободу. Свободу быть любым. И с этим неразделенным космическим сознанием человек приходит в этот мир.
 
Следующие две карты – Маг и Жрица – это две части сознания: мужская и женская, логика и интуиция, рациональность и креативность, левое и правое полушарие мозга. Маг – активность и внедрение. Жрица – пассивность и принятие. И здесь находят свое отражение космогонические представления о первоначальном иллюзорном дуализме, о разделении Неба и Земли, «субъекта и объекта, познающего и познаваемого, наблюдателя и наблюдаемого; онтологически – это разделение между Я и другими, организмом и средой…
 
Как только человек начинает отождествляться со своим организмом, тут же возникает проблема бытия и небытия, жизни и смерти. Появление такой двойственности с необходимостью влечет за собой возникновение времени, ибо в безвременье вечного Mind не существует ни рождения, ни смерти, ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего.» (Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания. // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, - С. 36)
 
Здесь хочу отвлечься на одну из психоаналитических идей, которая также, как и трансперсональная, находит свое отражение в структуре Старших Арканов Таро. Наша психика условно состоит из трех частей. Сознание – маленькая верхушка айсберга, все, что мы понимаем, осознаем и пытаемся контролировать. Эта часть соответствует Магу. Затем, личное бессознательное или интуиция соответствует Жрице. Это наш опыт, который мы не осознаем: внутриутробное развитие, процесс рождения, большинство событий раннего детства, и другой опыт, который по каким-то причинам вытеснен из сознательной памяти, что помогает создать единственный в своем роде субъективный мир отдельной личности. И, наконец, большая часть психики – это коллективное бессознательное.
 
Эта часть общая у всех людей, вне зависимости от эпохи и места рождения, от воспитания и условий жизни. Она передается по наследству и содержит базовые общечеловеческие понятия, например, добро и зло, мать и отец, успех и поражение. Это опыт нашего рода, нации, этноса, всего человечества, и еще шире – животных, растений, минералов, всего космоса. В картах Таро это Шут, и одновременно с ним все Старшие Арканы как архетипы, отправные точки восприятия мира.
 
Следующая ступень Пирамиды – уровень семьи – Императрица, Император, Иерофант (Жрец).
 
 
Человек рождается в этот мир, и первое существо, которое он встречает – это мама. Третий Аркан Императрица. Во многих колодах эта карта называется Великая Мать или Хозяйка. В контакте с матерью человек получает опыт базового доверия, сытости, достаточности, удовлетворения, наслаждения и удовольствия. Надо сказать, что любой Аркан как архетип амбивалентен, двойственен.
 
Так, Императрица-мать может быть заботливой и любящей, и одновременно жестокой, необузданной и жадной. И переживание этих состояний конкретным человеком зависит от личного опыта общения с мамой в его детстве. Примерно с трех лет становиться значимой фигура отца и следующий Аркан – это Император. И за ним стоят такие качества, как ответственность, власть, контроль, дисциплина, статус, соблюдение субординации. В нашей жизни этот архетип ранжируется: сначала отец, потом начальник, государство и, наконец, верховный начальник – судьба.
 
Третья карта уровня семьи – Иерофант. Его еще называют Первосвященник или Жрец. Эта карта нам говорит о самом понятии эгрегора и семьи, как духовного сообщества. О процессе воспитания, передачи традиций, нравственных воззрений социума, в котором живёт человек. Она изображает учителя, старейшину рода. С ней связано любое коллективное движение к истине, в том числе религия, мораль и школа.
 
Обратите внимание, что здесь в структуре Таро ясно выделяются две смысловые пары. Маг и Жрица, Император и Императрица, олицетворяющие мужское и женское начало. В чем их разница?
 
Маг и Жрица – представляют мужскую и женскую суть, энергию, которая есть в душе каждого человека вне зависимости от его пола. Эта мужская и женская сущности Бога-Творца. А Император и Императрица – это конкретный мужчина (в частности, отец, муж) и конкретная женщина.(мать, жена). И в то же время государственный миропорядок на земле (Император) и изобильная Мать-природа (Императрица).
 
Маг – активное мужское начало. Его функция – создавать, генерировать идеи. Жрица – пассивное женское начало. Ее функция – сохранять информацию. Императрица – активное женское начало. Ее функция – созидать природу реального мира. Император – пассивное мужское начало. Его функция – сохранять структуру реальности.
 
Есть и третья смысловая пара, не столь явная – Жрица и Жрец (Иерофант). Жрица олицетворяет собой Прародительницу, так же как Жрец – Прародителя. Корни рода. Таким образом, Жрица входит в пару и с Магом, и со Жрецом. Потому что связана с процессом женских инициаций. Этапы этого процесса показывает ее корона.
 
Три фазы луны. Молодой месяц олицетворяет превращение девочки в девушку, чистоту, невинность и ожидание мужчины, готовность к инициации. Полная луна – женщину в рассвете сил, познавшую любовь и плодоносящую. Ущербный месяц – это женщина, вступающая в период мудрости, хранительница знаний и обрядов (повивальных, свадебных, похоронных). Это связывает Жрицу с мифическим образом Мойры, прядущей, отмеряющей и обрезающей нить судьбы.
 
Социальный уровень – Влюбленные, Колесница, Сила, Отшельник.
 
Итак, человек воспитанный в традиции своего рода, усваивает свою культуру и выходит на следующий уровень – социальный. Здесь он совершает свое становление в обществе. Первая карта, карта через которую он сюда попадает – шестой Аркан Влюбленные. Карта партнерских отношений. Она связана с осознанием различия полов, выбором «второй половинки», и как следствие, с отделением от родительской семьи и созданием своей собственной.
 
Влюбленные отражают архетипы Анимы (женской части мужской души) и Анимуса (мужской части женской души). Роль этих архетипов важна на пути к самоактуализации личности и проявляется в дальнейшем порядке Старших Арканов. Проецируя на своих любовных партнеров собственную Аниму или Анимуса, мы усваиваем уроки жизни, познаем собственную темную сторону, интегрируемся с ней и с другими частями внутреннего мира, и наконец, освобождаемся от проекций, узнавая вещи такими, какие они есть.
 
Влюбленные иллюстрируют проекционные отношения с миром вообще. Это проекции собственных состояний, желаний, ожиданий на мир, и в частности на партнеров. Так например, придя на вечеринку, влюбленный мужчина ищет свою девушку, и остальное происходящее для него вторично. Голодный человек стремиться к накрытому столу. Нарядная женщина оценивает платья подруг… Каждый выделяет из общего фона значимую для него фигуру, видит в другом актуальные для него черты.
 
Если в Аркане Влюбленные человек, словно лучом фонарика, очерчивает выбранную им область, то седьмой Аркан – Колесница – это движение по этому лучу к своей цели, когда выбор уже сделан, симпатии определены. Карта социальных достижений, амбиций, успешности, в том числе в карьере. Здесь мы видим выезд триумфатора. Это архетип героя, который управляет своим движением.
 
Далее в порядке Старших Арканов Таро еще со времен Мазерса существует запутанность. Наставник А.Уэйта не только поставил Шута в начало колоды, но и поменял местами Арканы Силы и Правосудия (Справедливости). Не буду углубляться в теоретическое обоснование этой замены. С точки зрения путешествия Шута и развития души, важно, как человек приходит от социальной жизни (Колесница) к духовной (Отшельник), от «мирских» целей к поиску внутреннего смысла.
 
В марсельском порядке Таро этот переход лежал через Аркан Правосудия. То есть через ответственность героя за свои поступки, понимание причинно-следственных связей. В колоде Уэйта восьмой Аркан – Сила. И здесь для обретения мудрости герою необходимо овладеть психической энергией, мягко и гибко приручить собственного зверя, научиться разрешать внутренние и внешние конфликты, «играть с огнем», управлять собственными чувствами гнева и желания.
 
Пред тем как искать духовности нужно принять свое тело, которое регулярно хочет есть, пить, любить и заключает в себе множество инстинктов, не подчиненных разуму.
 
Таким образом, доуэйтовский порядок Таро можно назвать путем философа, ума, а послеуэйтовский – путем йогина, тела.
 
Есть и еще одно обоснование такой замены. Колесница и Сила связаны с обрядами жизненного цикла человека, а именно с пубертатными инициациями юношей (Колесница) и девушек (Сила). Такие обряды архетипичны, так как распространены по всему миру, присутствуют в истории всех культур и имеют прочное место в нашем бессознательном.
 
Пубертатные инициации приурочивались к проявлению половых биологических признаков и формально закрепляли изменение социального статуса человека, переход в сообщество взрослых людей. А психологически проявлялись как противостояние природным инстинктам и осознанное, ответственное движение по собственному пути.
 
Пройдя через Силу (или через Правосудие) человек попадает в Отшельника, где он осознает, что есть нечто главное, а именно поиск смысла, поиск Бога, поиск себя.
 
Это так похоже на переживания возрастных кризисов, особенно на кризис среднего возраста.
 
И на этом заканчивается социальный этап. Обратите внимание, он начинается выбором партнерства, проходит через управление сексуальной энергией и ответственность и заканчивается одиночеством. Так в главных экзистенциальных вопросах своей жизни человек одинок. Интересно, что арабское начертание шестерки и девятки иллюстрирует эти процессы. Шестерка – раскручивающаяся спираль – выход за пределы себя. Девятка – закручивающаяся спираль –уход в себя из мира. Уровень идей – Колесо Фортуны, Справедливость, Повешенный, Смерть, Умеренность. Когда человек становиться Отшельником, он постигает идеи. И не только узнает, но и проживает их, получая опыт.
 
И следующий уровень – уровень идей.
 
Продолжение статьи...
 

Приглашаем Вас на обучающий семинар для психологов: Карты Таро в работе психолога 29 и 30 ноября, 1 и 2 декабря 2012 г.

Профессиональные психологи используют древний инструмент - карты Таро уже более 30 лет. Этот обучающий курс совмещает традиционный эзотерический подход к Таро, как к предсказательному инструменту, и современные взгляды на Таро, как на психологическую практику. 

Мы изучаем использование карт в классическом раскладе, а так же в системно-феменологическом подходе (расстановках), процессуально-ориентированной терапии, символдраме, гештальт-терапии, психоситезе.

ВЕДУЩАЯ: Алена Солодилова (Санкт-Петербург).

Узнать подробнее


Записаться

Комментарии :


 Facebook
 ВКонтакте

Оставьте комментарий

Имя
E-mail
Ваш комментарий